Практические методы в тренировке

Обучение, тренировка и совершенствование бойца являются единым многолетним процессом, в котором решаются задачи физической, технической, тактической, психологической и моральной подготовки. В процессе обучения формируются специализированные двигательные навыки, соответствующие возможностям и индивидуальным склонностям ученика.
На первом этапе происходит овладение формой движения и скоростью его выполнения (при сохранении пространственной структуры движения). На этом этапе используются следующие методы: тренировка без партнера, на подсобных снарядах, упражнения с взаимопомощью, подвижные игры. «Педагогическая задача этого этапа — формирование конкретного, школьного двигательного навыка в неизменяемых, стандартных условиях его выполнения при максимальной сосредоточенности внимания ученика» [5].
Вторым этапом обучения является «довольно продолжительный период закрепления навыков боевых действий, предусматривающий многократное повторение упражнений, по скорости выполнения постепенно приближающееся к боевым, и который затем усложняется простейшими сочетаниями с ранее твердо усвоенными приемами» [5]. На этом этапе следует уделять внимание, в том числе, и на развитие вариативности усвоенных действий. Применяемые методы должны включать в себя все многообразие упражнений с партнером, при учете того фактора, что ранний переход к упражнениям в вольных боях может вредно сказаться на чистоте «школьной» техники, поэтому переход к ним и, особенно, к соревновательным боям, допустим только после формирования устойчивого навыка выполнения основных действий атаки и защиты.
При обучении необходимо соблюдать основные дидактические принципы:
— сознательности и активности;
— наглядности;
— доступности;
— прочности обучения.

Обучение без партнера

Упражнения без партнера являются, по существу, гимнастикой, задачами которой являются знакомство и начальное овладение основными позициями, передвижениями и приемами, имитирующими боевые действия. Они могут выполняться как с оружием, так и без него, и направлены на развитие координации, стилистически правильных траекторий, ритма и амплитуды движений.
Основными достоинствами этого метода являются: постоянный контроль группы со стороны инструктора; легкость дозирования нагрузки; возможность разучивания движений в отсутствии мешающих факторов. Недостатками являются: отсутствие взаимодействия с партнером и отсутствие представления об ответных действиях противника.
Основными методическими приемами являются:
Метод имитаций. Применяется при разучивании сложных приемов. Состоит в повторении группой действий инструктора, сопровождающихся его краткими пояснениями.
Одновременное выполнение приема по команде или сигналу. Этот методический прием заимствован из гимнастики. Используется тогда, когда необходимо выполнение техники по элементам или в заданном ритме. При обучении новичков не следует использовать условных сигналов, которые не встречаются в боевой ситуации.
Серийное выполнение. Этот методический прием состоит в непрерывном выполнении изучаемого движения всей группой в произвольном ритме или под счет (сигналы) — тренера в течение 10 с — 1 мин. Прием создает большую плотность — в учебной работе, развивает выносливость и форсирует благодаря большой повторяемости в короткое время овладение новой координацией движения. Кроме того, такое выполнение позволяет тренеру заметить устойчивые ошибки отдельных учеников и вносить поправки по ходу выполнения.
«На боевое действие тренера». Одновременное выполнение приема в ответ на имитацию боевого действия тренера позволяет занимающимся ознакомиться с обстановкой, приближенной к боевой. На первых порах движения тренера должны быть нарочито широкими, замедленными, с явными признаками предсигналов.
Поточный метод. Он предусматривает последовательное проведение действий, причем окончание приема левофланговым служит сигналом для начала выполнения упражнения его партнером, стоящим рядом в шеренге. Это позволяет тренеру заметить индивидуальные ошибки учеников. Кроме того, зависимость начала выполнения приема от партнера и возникающие при этом неожиданности вносят в групповое обучение определенное оживление.
Существует еще один способ поточного выполнения упражнений в колонне по одному, дающий возможность попробовать один и тот же прием наступления во взаимодействии с различными партнерами и отработать соответствующие защиты против тех же партнеров. Например: направляющий колонны последовательно атакует своих партнеров, стоящих в колонне с интервалом 2-3 м серией заранее известных ударов. Партнеры выполняют соответствующие защиты. Закончив атаки, направляющий становится в конце колонны, а выполнение упражнения начинает второй номер. Но это уже относится к разновидностям упражнений с партнером.
Самостоятельная отработка задания под контролем тренера. Тренер, после ознакомления группы с приемом, дает задание приступить к его самостоятельной отшлифовке. Наблюдая за учениками, он по ходу выполнения упражнения исправляет индивидуальные ошибки, а при возникновении общих ошибок прерывает самостоятельную работу и вносит необходимые коррективы.
Комплексный метод. Этот метод помогает связывать отдельные приемы в логическую цепь действий. Количество действий не должно превышать 3-6 приемов в определенной последовательности. Разучиваемый прием в зависимости от его трудности дается в начале, середине или конце комплекса. Этот метод в некоторой степени тренирует оперативную память бойца. Отдельные комплексы выполняются по распоряжению тренера.
Вариантом этого метода является выполнение формальных комплексов упражнений, как стандартных (аньо), так и свободных (сайав).
Взаимоинструктаж. Методический прием, предполагающий поочередную взаимную помощь обучающихся. Прием как бы расширяет объем внимания преподавателя, с одной стороны, а с другой — повышает заинтересованность занимающегося, временно выступающего в роли инструктора. Возможность такой взаимопомощи основывается на известном разрыве между знанием, как надо выполнять прием, и умением его выполнить, естественно возникающем в начале освоения нового материала.
Тренировка с воображаемым партнером. Тренировка с воображаемым партнером (карэнза), иногда называемая по аналогии с боксом «бой с тенью», состоит из приемов маневрирования с различными наступательными, оборонительными и контратакующими движениями, применяемыми в бою с воображаемым противником. Ценность приема — в развитии способности реально представлять себе действия, пути движения оружия противника, «думать за него» и противопоставлять ему свои конкретные, пусть простые, но тактически оправданные приемы.

Обучение на подсобных снарядах

Это более высокий этап овладения структурой приемов, имеющий качественное отличие от предыдущей формы обучения: здесь занимающийся впервые знакомится с понятием «дистанция» и тактильными ощущениями; связанными с соприкосновением оружия с целью. Появление определенной цели и задачи позволяет совершенствовать точность и величину мышечных напряжений для нанесения ударов с различных расстояний и из различных позиций, а наличие, пусть даже условного, бездействующего противника обязывает бойца представлять противника, противодействовать ему, т. е. элементарно тактически мыслить.
Основными подсобными снарядами, использующимися при подготовке, являются: мишени различной конструкции, чучела и манекены, боксерские лапы, мешки и т.п.

Специальные подвижные игры

Изучение начальной «школы» процесс необходимый, но длительный и, даже с использованием всех возможных форм обучения, довольно монотонный. Он ведет к большому отсеву занимающихся, если не использовать на начальном этапе такие эмоционально насыщенные средства подготовки, как соревнования и специальные подвижные игры.
Игры — эмоциональная деятельность, представляющая большую ценность как средство формирования бойца. В играх решающее значение приобретает личная инициатива, умение использовать свои качества и моторные возможности.
Высокий эмоциональный накал, постоянно меняющаяся ситуация в игре почти исключает возможность программировать индивидуальную нагрузку занимающихся по величине и направленности — обстоятельство, предъявляющее повышенную требовательность к педагогическому мастерству тренера.
Из всего возможного перечня подвижных игр рекомендуется, в первую очередь, применять игры для развития скоростно-силовых качеств нижних конечностей, быстроты и ловкости.
Во всех видах игр там, где это возможно, перемещения играющих должны быть на основе боевых приемов (передвижения, уклоны, удары и т. п.).

Упражнения с партнером

ФБИ относятся к числу единоборств с активным противодействующим противником. Поэтому обучение и совершенствование в парах методически является основной формой организации занимающихся на тренировке. Упражнения с партнером требуют развернутого мышления и позволяют перейти от изучения приема в формах (без партнера и на подсобных снарядах) к использованию его в качестве боевого действия.
Упражнения с партнером — один из основных методов проведения групповых занятий. Сущность их состоит в том, что занимающиеся распределяются по парам и по указанию тренера выполняют назначенные приемы (действия) в определенном взаимодействии друг с другом.
К основным видам упражнений с партнером относятся:
Упражнения в передвижениях и переменах позиций. Этот методический прием позволяет ученикам ознакомиться с простейшими случаями взаимодействия с противником, овладеть чувством дистанции и получить первичное представление об углах входа в атаку.
Упражнения в совершенствовании атак, защит и ответов. Представляют собой, по существу, отработку приемов атаки, защиты и контратаки во взаимодействии с партнером. Это базовое упражнение для освоения всего технического арсенала и основа для тактического обучения. Эти упражнения могут выполняться на месте и в обусловленных передвижениях. Действия партнеров всегда строго обусловлены и оба партнера должны четко понимать, какие технические и тактические действия изучаются в каждом упражнении.
Игровые упражнения в защитах и ответах (рипостная игра, тапи-тапи, сомбрада, flow drills). Рипостная игра – форма организации занимающихся в парных технических упражнениях циклического типа, по преимуществу в обусловленных приемах, проводимых, как правило, при активной помощи партнера. Основная цель упражнений в рипостной игре – становление «школьной» техники приемов, развитие представляемости о правильных путях движения собственного оружия и взаимодействии его с оружием партнера, а также совершенствование мышечных ощущений и своевременных боевых тактильных реагирований.
Упражнения в «контрах». Представляют собой тренировку в боевом применении изученных действий в парах по заданию тренера. «Контры» – разновидность парных упражнений при активном сопротивлении партнеров в выполнении заранее обусловленного или необусловленного приема с задачей нанести удар. Основная цель «контров» – тренировка боевых «школьных» приемов с боевой скоростью в строго регламентированных условиях.
Упражнения во взаимоуроках. Являются частью методики обучения в спортивном фехтовании, но могут, с определенными дополнениями, применяться и в ФБИ. Один из партнеров («тренер») создает, оружием и передвижениями, некие типовые ситуации. Второй партнер («ученик») реагирует на них, выполняя атаки, защиты и ответы, контратаки.

Учебные бои (спарринги)

СПА́РРИНГ; м. [англ. sparing] – тренировочный бой с целью всесторонней подготовки спортсмена к соревнованию.
В учебных боях специальными заданиями совершенствуется техника определенных приемов и тактические умения в условиях единоборства с «противником».
Выделяют следующие виды спарринга:
Самостоятельная отработка приема в парах, свободно передвигающихся по площадке. Когда занимающиеся достаточно правильно владеют координацией основных боевых действий и умеют рассчитывать дистанцию, передвигаясь перед партнером, тренер может дать упражнения, в которых бойцы самостоятельно изучают и применяют заданный прием. По существу, этот вид спарринга является переходным от упражнений в «контрах». Для самостоятельных упражнений в приеме отводится от 3 до 5 мин., в зависимости от сложности приема, и определяется, кто из партнеров будет атаковать, а кто защищаться. Занимающиеся упражняются, передвигаясь по площадке в условиях, сходных с боевой обстановкой.
Условный бой с ограниченными конкретным узким заданием действиями партнеров. Когда внимание занимающихся необходимо сконцентрировать на каком-либо конкретном техническом приеме или тактическом элементе, им дается задание совершенствоваться в выполнении этого действия в боевых условиях, не отвлекаясь на другие. Например, действия одного партнера ограничиваются только одним — двумя атакующими ударами, а действия другого заключаются в каком-либо способе защиты от данных ударов или в контрударе, соединяемом с этим способом защиты.
Конкретное узкое задание в условном бою можно давать в первоначальном обучении новичков и в тренировке квалифицированных бойцов, когда требуется, тщательно упражняясь, в совершенстве овладеть каким-либо техническим приемом.
Условный бой служит важнейшим методическим приемом обучения и тренировки и содействует технической подготовке. В этом упражнении партнеры свободно передвигаются; атакующему в условном бою предоставляется право действовать атакующим ударом внезапно, но не злоупотребляя силой.
Условный бой с широкими технико-тактическими задачами. Этот методический прием считается одним из основных для технического совершенствования бойца. Действия партнеров в таком бою обусловлены более широкими заданиями, однако они всегда бывают конкретными, имеющими целью совершенствовать бойца в определенном направлении.
Условный бой с широким заданием обычно состоит из двусторонних действий партнеров: каждый имеет право и атаковать, и защищаться, и контратаковать. Например, в условном бою может быть задание на действия исключительно в ближнем бою. Другим заданием может быть бой на средней дистанции с разрешением атаковать только левой рукой и т.д.
В таких боях не только совершенствуется техническое мастерство, но и развиваются специальные качества — специальная выносливость, быстрота, ловкость.

Тренировочные и соревновательные бои

В этих боях спортсменам предоставляется полная свобода в выборе средств и форм ведения боя. Основная задача такого «вольного» боя – тактически переиграть противника, создать выгодные моменты и умело использовать для нанесения удара.
Вольный бой. В отличие от условного, вольный бой состоит в произвольных действиях партнеров и не ограничивается каким-либо условием, кроме соблюдения мер безопасности. Здесь обоим партнерам предоставляется полная возможность действовать по собственному усмотрению и творчески подходить к решению различных тактических задач и построению боя в целом. Вольный бой — основное упражнение, в котором боец самоопределяется и вырабатывает индивидуальную манеру боя.
Такой бой не должен быть грубым, силовым: грубый бой, силовой обмен ударами не имеет никакого тренирующего значения, никакой пользы бойцу он не принесет. Установкой в вольном бою всегда должно быть искусное обыгрывание партнера, пользуясь разнообразной техникой и гибкой тактикой.
При проведении вольного боя следует принимать все меры предосторожности, чтобы не получить повреждения.
Соревновательный бой. В отличие от вольного боя, в соревновательном появляется дополнительная мотивация в виде определения победителя, что существенно увеличивает психологическую нагрузку на бойца. Отдельно следует отметить тренировочный и психологический эффект участия в официальных соревнованиях, которые предполагают наличие еще двух факторов – бой против мотивированного незнакомого противника и ответственность за «лицо» своей школы.

Индивидуальные уроки

Это наиболее распространенный и эффективный метод тренировки в фехтовании, который является основой для подготовки спортсменов высокой квалификации. В других направлениях единоборств он практически не применяется (некоторым аналогом может служить работа на боксерских лапах), однако внедрение его в практику тренировок по палочному или ножевому бою может быть весьма эффективно.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 528 с.
2. Блеер А.Н., Тышлер Д.А., Мовшович А.Д. Самооборона подручными предметами. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2006. – 144 с., ил.
3. Бокс. Учебник для ин-тов физической культуры. Под редакцией Дегтярева И.П. – М.: ФиС, 1979. – 287 с., ил.
4. Никаноров Б.Н. Методические рекомендации по обучению боксеров-новичков.- М.: Комитет по ФКиС г. Москвы, 1995.- 48 с.
5. Пономарев А.Н. Фехтование: от новичка до мастера. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 144 с., ил.
6. Фехтование. Учебник для ин-тов физической культуры. Под редакцией Тышлера Д.А. – М.: ФиС, 1978. – 336 с., ил.
7. Ширяев А.Г. Бокс учителю и ученику. – СПб.: Ано НПО «Мир и семья», ООО «Интерлайн», 2000. – 190 с., ил.