Циклические упражнения, известные как сомбрада, являются характерной чертой большинства стилей филиппинских боевых искусств. Они могут выполняться на всех основных боевых дистанциях – ларго, медио и корто.
Основная цель упражнений сомбрада – освоение стандартной техники атак, защит и ответов на месте и в передвижениях в непрерывном режиме «потока» (flow drills).
На начальном уровне используются стандартные связки из трех или пяти движений, которые, в дальнейшем, могут комбинироваться друг с другом, постепенно переходя в непрерывные свободные последовательности, выполняемые в манере «1-1».
Стандартная последовательность из трех движений:
Партнер А |
Партнер Б |
Наносит горизонтальный удар в голову справа |
Защищается прямым блоком |
Защищается сбивом палкой вниз и остановкой левой рукой руки партнера |
Отвечает горизонтальным ударом в корпус слева |
Отвечает ударом сверху |
Защищается блоком сомбрада |
|
Отвечает горизонтальным ударом в голову справа |
Далее связка повторяется со сменой ролей |
Стандартная сомбрада на три движения:
Базовые варианты упражнения сомбрада:
Упражнение «классический 1-1»:
Сомбрада может выполняться как с одной палкой, так и с двумя, а также с ножом или в варианте эспада и дага.
Как стандартные, так и свободные последовательности изучаются в следующих вариантах:
1. Выполнение с установкой на соблюдение правильной техники защит и ответов.
Упражнение выполняется вначале не небольшой скорости, постепенно переходя к выполнению с максимальной быстротой.
2. Выполнение с установкой на внезапное усиление удара в ответе.
Упражнение состоит во внезапном прерывании цикличности нанесением максимально сильного удара. Вначале выполняется только один заранее заданный удар, затем переходят к варианту, когда с максимальной силой может наноситься любой удар в последовательности.
3. Выполнение с установкой на внезапное ускорение в ответе.
Упражнение аналогично предыдущему, но удар выполняется с внезапным ускорением ответного удара с целью попасть в партнера.
4. Выполнение с установкой на обыгрывание с помощью финта.
В момент нанесения ответного удара его можно завершить не в обусловленный заранее сектор, а в произвольный с использованием финта и переносом удара.
5. Выполнение с установкой на внезапное усиление удара в ответе или внезапное ускорение в ответе или на обыгрывание с помощью финта.
В данном упражнении объединяются все ранее выполняемые упражнения.
Необходимо постоянно следить, чтобы эмоциональная и соревновательная сторона упражнений не вызывала искажения базовой техники, так как основным назначением сомбрада является технически четкое и грамотное выполнение базовых техник и взаимопомощь партнеров.
Для переноса полученных навыков в свободную работу служат упражнения, которые в фехтовании принято называть упражнениями в «контрах».
Партнеры в этих упражнениях не помогают друг другу, а находятся в роли противников – один стремится нанести удар, другой выполнить защиту и нанести ответный удар. Обороняющийся должен стоять спиной, а препятствию (стене), что не позволяет ему отступать и маневрировать шагами назад.
«Контры» могут выполняться из различных исходных положений:
— на месте;
— атакующий маневрирует, не приближаясь к партнеру ближе определенной дистанции;
— защищающийся маневрирует;
— атакующий начинает атаку с оружием в определенной позиции;
— защищающийся отражает атаку с оружием в определенной позиции;
— защищающийся ожидает атаку, постоянно меняя положение оружия;
— оба противника играют оружием.
«Контры» могут выполняться на один такт (атака-защита) или на два такта (атака-защита+ответ-защита).
«Контры» могут быть:
— безальтернативные (атакующий нападает одним заранее обусловленным ударом, а защищающийся применяет только одну конкретную защиту);
— с выбором (нападающий может использовать в атаке как минимум два приема, а обороняющийся одну из двух заранее оговоренных защит);
— свободные (нападающий использует любой прием в атаке, а обороняющийся любую защиту).
Завершаться обучение должно, естественно, учебно-тренировочными боями (спаррингами):
— бои с использованием только одного атакующего и одного защитного действия;
— бои с использованием только заранее оговоренных приемов в атаках, защитах и ответах;
— бои с ограничением зон поражения (только атаки в голову, только атаки в руки и т.п.);
— бои с ограничением типа выполняемых атак и защит (только защиты маневром, только уколы и т.п.);
— бои с установкой на технически правильное выполнение приемов;
— бои с тактическими заданиями (только на контратаках, только на ответах после защит и т.п.);
— свободные бои.
Базовая сомбрада в Модерн Арнис и некоторые способы ее применения:
Использованная литература:
1. Krishna Godhania Eskrima. Filipino Martial Art. – The Crowood Press, 2010
2. Mark V. Wiley The Secrets of Cabales Serrada Escrima. – Boston: Tuttle Publishing, 2000.
3. Мовшович А.Д. Фехтование. Начинающему тренеру: Методическое пособие. – М.: Академический проект, 2011.
4. Пономарев А.Н. Фехтование: от новичка до мастера. – М.: ФиС, 1987.
(С) Иванов М.К. 2014