7 ошибок в изучении ФБИ

photo21«Вы можете создать свой стиль Арнис,
но я назову его «Бара-Бара Арнис» (очень плохой Арнис)»
ГМ Родел Дагук

В начале двухтысячных годов в одном из российских глянцевых журналов появилась статья о ФБИ, где была фраза – «Сейчас в любом крупном городе вы найдете десятки мест, где вас обучат филиппинскому бою с палками». На тот момент количество инструкторов арнис и эскрима в России можно было пересчитать по пальцам одной руки…
На сегодняшний день количество квалифицированных инструкторов значительно выросло, регулярно проводятся семинары зарубежных мастеров. Тем не менее, многие и сейчас вынуждены осваивать ФБИ используя, в основном, информацию из учебных фильмов и Интернета.

Но тогда, в конце 90-х и начале двухтысячных, мы начинали изучать филиппинские боевые искусства, не имея контактов с мастерами. Как результат, часто «впадали в ересь», шли не туда, ошибались. В этой статье мы постарались сформулировать те основные ошибки, которые совершали сами и от которых хотелось бы предостеречь всех начинающих тренироваться самостоятельно.

1. Механический перенос техник и методов других единоборств в ФБИ
С этого мы начинали сами – с немыслимой комбинации вин чун, айкидзюцу, фехтования, бокса и самбо с известными нам элементами ФБИ. Результат – получившийся «микст» был хуже всех исходных компонентов.
Не следует обольщаться тем, что якобы ФБИ – это открытая система. Да, это так, инородные вливания вполне возможны, но не в виде искусственного смешения, а в виде отдельных добавлений в отработанную базу.
Это, казалось бы, очевидно, но считаем не лишним еще раз повторить – вначале полностью осваиваем базу ФБИ и только потом добавляем к ним что-то свое.

2. Смешивание разных стилей ФБИ
Собственно, эта ошибка является вариантом первой, только тут «миксуются» не разные стили БИ вообще, а разные стили ФБИ. Причем ошибка эта понятная и закономерная (и, собственно, ошибкой, по большому счету, не является) – принципы многих стилей очень похожи, порой отличия может заметить только профессионал. Здесь надо быть особенно внимательным, поскольку разные стили могут исходить из принципиально разных концепций боя – преимущественные дистанции, техники, манера ведения поединка и т.п. Отсюда разный набор технических элементов, тактических схем и методик тренировки. Есть стили, ориентированные на спарринг, есть ориентированные на самооборону, есть – на фитнесс и т.д. и т.п. Весьма желательно вначале освоить базу одного стиля, а потом переходить к другим, если в этом есть необходимость.

3. Роль палки в обучении
Есть две тенденции – одни считают, что бой на палках – это основной и самый важный раздел ФБИ; другие, отталкиваясь от современных реалий, считают, что палка не нужна вообще.
Методика обучения в филиппинских стилях построена таким образом, что палка является основным инструментом в формировании правильного «движка». Без изучения техник с одной и двумя палками развитие в ФБИ практически невозможно. При этом, все техники владения палкой должны быть «жизнеспособными», мы должны иметь возможность применять их (или качества, выработанные в соответствующих упражнениях) в поединках.
Насколько важна палка в дальнейшем? Это зависит от целей и задач конкретной группы/клуба. Если мы изучаем ФБИ как традицию, то отказываться от техники палки нельзя, это же относится и к случаю подготовки к выступлениям по палочным боям. Если же мы тренируемся для целей самообороны, то палка должна занять свое место – как важный элемент СФП, но не самое важное по сравнению с рукопашкой и ножевым боем в практическом применении.

4. Внешнее копирование упражнений
Очень частая ошибка – увидеть что-то новое и сразу начать делать не разобравшись с тем, как и для чего эта техника или упражнение делается.
Особенно показательна в этом плане следующая ошибка.

5. Использование упражнений Flow Drills (сомбрада, хубад, тапи-тапи и др.) без понимания того места, которое они занимают в методике обучения
Это, пожалуй, самая распространенная ошибка. Все эти упражнения давно стали «визитной карточкой» ФБИ. Их можно увидеть почти во всех видеороликах и на показательных выступлениях.
При исполнении опытными людьми они производят впечатление «крутизны и реальности». На самом же деле, их роль в обучении не так уж и велика. Более того, некоторые стили, тяготеющие к «прикладнухе» вообще обходятся без них (по крайней мере, на начальных этапах). У всех циклических упражнений есть две задачи:
а). Координационная тренировка, подводящая к изучению определенных технических разделов. В этом случае, чем быстрее мы освоим этот этап и откажемся от них – тем лучше.
б). Своеобразная «шпаргалка» для запоминания принципов и некоторых базовых элементов того или другого технического раздела.
В любом случае, они должны занять свое место в методике обучения, если конечно, нашей целью не является изучение упражнений ради упражнений.
Подробнее о методике тренировки с использованием сомбрада можно прочитать в статье: «Сомбрада – циклические упражнения в защитах и ответах»

6. Непонимание того, какие повреждения реально могут нанести нож и палка
Один из вариантов – отношение к оружию ФБИ как к чрезвычайно опасному, наносящему серьезные травмы и смертельные повреждения. «Смотрите как нож рассекает кусок мяса», «человек не может выдержать более трех ударов палкой», «порез запястья – и вам остается только ждать пока противник истечет кровью», «один удар палкой в кисть и он больше не сможет сопротивляться», «мы не проводим соревнований, потому что это абсолютно невозможно – главным призом будет инвалидная коляска» — подобные фразы действуют завораживающе… Лечится такой подход достаточно просто – полноконтактными спаррингами с палками и минимумом защитного снаряжения и тестами с настоящим ножом (на «свиннипухе» и «собачке»). Желающие легко могут найти соответствующие материалы в Интернете.

7. Незнание истории возникновения ФБИ
Имеется в виду реальная история конкретных стилей знание которой позволяет понять откуда взялись те или иные приемы и разделы, почему они выполняются именно так и для чего они служили изначально.
Для чего это нужно? В первую очередь для того, чтобы трезво оценивать то, что нам показывают филиппинские мастера и не повторять вслед за ними рекламные заявления. Не заниматься фитнессом под видом страшно-реально-прикладного стиля. Не изучать реальную боевую технику, но устаревшую пару веков назад. И, в то же время, видеть рациональное начало в, казалось бы, небоевых техниках; реальные боевые приемы в «танцевальных па».
В общем, осознанно и эффективно изучать прекрасные виды боевых искусств – арнис, эскрима, кали. А они, на наш взгляд, заслуживают того, чтобы посвятить им всю жизнь!