Филиппинские боевые искусства и их основные принципы

x_c8ad7ea7Филиппинские боевые искусства – это собирательный термин, который объединяет множество стилей, техник, наработок различных мастеров. И этих стилей действительно огромное количество. Те техники, которые сейчас принято называть филиппинскими боевыми искусствами (сокращенно ФБИ, а в англоязычной среде FMA – от Filipino Martial Arts) сформировались в 50-70-х годах 20-го века.

ФБИ называют по-разному: Арнис, Эскрима, Кали и так далее. Однако не нужно обманываться. Все эти термины – просто образные названия той системы боя с оружием, которую с различными вариациями практикуют на множестве островов, из которых и состоят Филиппины.

На формирование оружейной культуры, из которой и выросли ФБИ, несомненно повлияла испанская школа фехтования (до сих пор некоторые термины или названия техник очень созвучны с испанскими). Однако, поскольку Филиппины являются своеобразным связующим звеном между Индонезией, Китаем, Тайванем, Малайзией, Вьетнамом, Японией и Таиландом (американцы и японцы во время Второй мировой войны считали Филиппинские острова ключом к контролю над регионом), то на ФБИ оказали влияние наработки боевых искусств, окружавших это островное государство. Возможно из-за этого расположения филиппинцы так любят все смешивать и миксовать.

Однако откуда бы не заимствовались отдельные разделы или приемы, в каких бы сочетаниях и пропорциях они не смешивались, есть то, что заставляет говорить о ФБИ именно как о системе – это ее основные принципы.

Основных принципов немного:
1. Принцип реалистичности. Острова расположены в тропиках, около половины островов покрыты влажными лесами (джунглями). Самый повседневный предмет в джунглях – мачете или нож. Неудивительно, что в подавляющем большинстве стилей ФБИ обучение начинается с оружейных техник (палка – а в классических стилях ФБИ это как раз прообраз мачете, две палки, нож) и лишь потом переходят к рукопашному разделу и работе с подручными предметами, то было бы непозволительной роскошью “переучиваться” с оружейных техник на рукопашные. Поэтому возникла единая двигательная база со своими особенностями: простота движений, их относительная прямолинейность, экономность. В конечном счете это сказалось как на скорости обучения (так называемый принцип “Завтра в бой” – техники просты в изучении и после минимальной наработки их вполне реально применить в боевой ситуации), так и на скорости выполнения самих техник. Также на принцип реалистичности работает и манера изучения техник – большое количество парных циклических упражнений (синавали, самбрада, хубад и так далее, что на английском называют просто – Drills), где удары наносятся в полную силу (палка в палку), а сама структура упражнений помогает быстро понять их роль и место в бою, а также быстро осваивать развитие входов, защит, захватов, контратак и перемещений. К сожалению, под влиянием американского образа жизни и в погоне за зрелищностью множество этих самых drills выродились из подводящих упражнений подготовки к реальному бою в координационные упражнения или даже подобие зрелищных цирковых трюков (см., например, некоторые демонстрации американских представителей школы Sayok Kali)

2. Принцип «Вырвать зуб ядовитой змеи». Если снова вспомнить про джунгли, то этот принцип становится очень понятен. В джунглях любая царапина без соответствующей медицинской помощи начинает загнивать, что мешает не только ее заживлению, но и грозит многими неприятными последствиями. Поэтому в схватке критически важным становится не только уцелеть, но и выйти их нее без ран и порезов (иначе эта игра превращается в “умри ты сегодня, а я от нагноения ран завтра”). Стало быть, все внимание должно быть направлено на обезоруживание нападающего (поэтому ФБИ из просто систем боя превратились в “системы пресечения боя”). Если переложить этот принцип на здравый смысл, то и тогда получается, что нападающего нужно сразу же лишить преимущества и отнять инициативу – а самый быстрый и простой способ это сделать – лишить нападающего возможности использовать оружие. В безоружном варианте это выглядит как повреждение атакующей конечности и лишь потом все остальное в виде контратак, захватов, сваливаний и добиваний.

3. Принцип «Лицом к оружию». Напрямую вытекает из предыдущего принципа. Как надежнее лишить нападающего “ядовитого зуба”? Быть быстрее нападающего и/или получить над ним преимущество. Позиция “лицом к оружию” обнажает одну простую вещь – против одной вооруженной руки противника у вас две ваши руки (вооруженные либо нет), а значит двукратное преимущество. При этом может происходить размен – в обмен на отбор ножа вы можете получить по голове свободной рукой противника, но размен явно будет неравноценным. Особенно в джунглях.

4. Принцип «Максимальный вред за минимальное время». Филиппинцы – отнюдь не народ гигантов и титанов. Поэтому вместо ставки на силу делается ставка на скорость. Что толку пытаться нанести один сокрушительный удар (как в окинавском каратэ “иккен хисацу” – “одним ударом наповал”), когда можно за то же время сделать десять ударов? Если соединить скорость с принципами “вырвать зуб ядовитой змеи” и “лицом к оружию”, то появляются интересные манеры работы как то: одновременная работа двух рук (в ФБИ есть много интересных техник: “гантинг” (“ножницы” руками, палками, ножами, предметами), “блок-хлопок”, коварные “натягивания” бьющих вас кулаков противника на свои локти и т.д.), появляется скорость за счет неподвижных плеч (как оптимальный способ нанести одновременно сильный и быстрый удар), нет единичных ударов – работа ведется только сериями, добивания (после поражения атакующей конечности обязательно несколько ударов в голову или корпус, болевой и/или бросок/сваливание, после сваливания/броска – добивание в пах/голову)

5. Принцип «Треугольников». Это как раз те самые треугольники, которые красуются на логотипах каждой второй школы боя с филиппинскими корнями. Рассмотренные нами ранее принципы со второго по четвертый немыслимы без грамотной работы ног (в плане передвижений). Нерационально “убегать” от нападающего назад (см. последствия порезов в джунглях), но нерационально и бежать на нападающего прямо вперед. Оптимальный вариант, который прекрасно дает воплотить принцип “лицом к оружию” – передвижение по треугольникам. В таком варианте передвижений получается занимательная штука: двигаясь по V-треугольнику вперед-и-в-сторону от противника вы, во первых, делаете уклон (практически как это происходит в боксе), во-вторых, оказываетесь лицом к оружию (см. третий принцип), в-третьих – “срезаете углы”, опережая нападающего и, если вы шагали на “закрытие” (то есть оказывались в таком положении, что контролировали своими двумя руками одну вооруженную руку противника, а вторая его рука не могла вас достать), то вы уже получали преимущество над противником в скорости, инициативе, количестве действий с вашей стороны, да еще и могли вообще оказаться за его спиной (как это принято в ФБИ – еще и с захватом за голову)

Чуть позже появились еще принципы (например, в Модерн-Арнис появился Модерн-принцип – атакующую конечность противника встречают ближней к ней своей конечностью), но все же они являются скорее развитием основных принципов.

Что самое интересное, на эти принципы прекрасно легло множество заимствованных совершенно посторонних техник. Так, например, 2, 3 и 4 принципы, будучи примененными к европейскому боксу породили развитие такого злобного гибрида как “грязный” (или еще его называют “уличным”) бокс – где нашлось место подставкам локтей под бьющие конечности, удары локтями и кулаками в бицепс нападающего, захваты с последующим натягиванием лица противника на встречный удар головой, захваты за голову, удары ногами в голень и колено, а также интересные связки переходов от ударной техники к болевым захватам и сваливаниям.

Вообще интересно, что основные принципы ФБИ воплотились в поистине мясорубку, когда на сцену вышел керамбит, который можно считать одной из визитных карточек ФБИ.

Источник: urbanfighter.ru