Последовательность обучения технике и тактике боя

палка 2Большое разнообразие технических приемов и их вариантов в филиппинских боевых искусствах создает некоторые сложности в обучении – с одной стороны необходимо освоить программу очередного уровня (пояса), с другой стороны, ученики должны уметь использовать изученные приемы в поединке. Причем не только технически правильно выполнять их, но и грамотно встраивать их в тактическую схему боя.

Огромное разнообразие технико-тактических действий при их практически бесконечной вариативности приводит к тому, что мы, зачастую, теряем последовательность, в которой они должны изучаться и начинаем бессистемно «перескакивать» с изучения новых техник к повторению старых, а затем к тактическим вариантам их применения и т.д. и т.п.
Подобная проблема давно решена в спортивном фехтовании, где существует таблица последовательности обучения от наиболее простого варианта 1.1 (атака прямо, выполненная в комфортных условиях) до наиболее сложного – 8.5 (выполнение комбинированного нападения в условиях внутренних и внешних помех). При этом, такая последовательность — это не догма, а схема-подсказка для разработки конкретных упражнений и системы подготовки ученика.
Нет и четких временных границ для каждого этапа – они могут варьироваться от нескольких минут до нескольких месяцев.

Таблица 1. Примерная схема обучения действиям нападения

1.1 2.1 3.1 4.1 5.1 6.1 7.1 8.1
1.2 2.2 3.2 4.2 5.2 6.2 7.2 8.2
1.3 2.3 3.3 4.3 5.3 6.3 7.3 8.3
1.4 2.4 3.4 4.4 5.4 6.4 7.4 8.4
1.5 2.5 3.5 4.5 5.5 6.5 7.5 8.5

По горизонтальной оси:
1 – выполнение техники с места в стандартных и комфортных условиях
2 – на фоне передвижений и/или с манипуляциями оружием
3 – с выбором дистанции и момента начала действия
4 – с последующим продолжением (защитно-ответным или повторным нападением)
5 – после конкретных подготавливающих действий
6 – с выбором момента завершения действия
7 – в стандартных ситуациях боя (дефицит времени, граница площадки и т.д.)
8 – при воздействии внешних и/или внутренних помех

По вертикальной оси:
1 – нападения прямо или с переносом
2 – нападение с действием на оружие или вооруженную руку
3 – нападение с финтом (финтами)
4 – нападение с переносом и действием на оружие (вооруженную руку)
5 – комбинированное нападение

Посмотрим, как можно применить предложенную схему для освоения одного из базовых ударов в ФБИ – удара лабтик по углу № 1 (проносной удар палкой по диагонали сверху вниз от правого плеча).

Этап I
1). Выполнение удара из открытой позиции (абьерта), стоя на месте, по воздуху – под счет тренера и самостоятельно.
2). Выполнение удара из открытой позиции (абьерта), стоя на месте, по мишени – палке партнера, покрышке, мешку, манекену и т.п.
3). Выполнение удара из открытой позиции (абьерта), стоя на месте, по партнеру, выполняющему в ответ стандартную защиту (например, блок сомбрада).
4). Выполнение удара из закрытой позиции (серрада) с переносом (используются все предыдущие варианты.
5). Выполнение удара из нестандартных позиций (нижняя абьерта, центральная позиция и т.д.) с использованием вариантов 1-3.

Этап II
1). Выполнение удара из позиции абьерта с шагом вперед.
2). Выполнение удара из позиции абьерта с шагом назад.
3). Выполнение удара из позиции абьерта из свободных передвижений.
4). Выполнение удара из положения стоя на месте со сменой фиксированных положений (абьерта – нижняя, средняя, верхняя; центро – нижняя, средняя, верхняя; серрада – нижняя, средняя, верхняя).
5). Выполнение удара из положения стоя на месте из свободного манипулирования палкой.
6). Выполнение упражнений 4 и 5 этапа II из передвижений:
— вперед-назад;
— по треугольникам;
— свободных передвижений.
7). Выполнение удара из положения стоя на месте после:
— удара по оружию противника (сбива оружия в сторону);
— удара по вооруженной руке.
8). Выполнение удара по оружию противника (по вооруженной руке) из прямолинейных и свободных передвижений без смены дистанции.

Этап III
1). Выполнение удара со сближением на ударную дистанцию:
— прямолинейно на стоящего на месте партнера;
— из свободных перемещений на стоящего на месте партнера;
— из челночных передвижений с партнером;
— из прямолинейных передвижений с партнером – сближение-расхождение;
— из свободных перемещений с партнером.
2). Выполнение удара с предварительным ударом по оружию (вооруженной руке) со сближением на дистанцию ларго, затем медио (те же варианты, что и в предыдущем упражнении).
3). Выполнение удара из нестандартных позиций с переносом в свободном перемещении и/или со свободным манипулированием оружием.
4). Выполнение удара с предварительным ударом по оружию (вооруженной руке) со сближением на фоне свободных передвижений и свободного манипулирования оружием.

Этап IV
1). Выполнение удара, или удара с переносом, с последующим продолжением (партнер выполняет стандартные защиты):
— тем же ударом;
— ударом с другого сектора.
2). Выполнение удара с предварительной атакой вооруженной руки партнера (сбива оружия) с выбором дистанции и момента проведения атаки с партнером, свободно манипулирующим вооруженной рукой и передвигающимся по площадке.
3). Выполнение удара с финтом из стандартного положения:
— партнер всегда реагирует на финт стандартной защитой;
— партнер реагирует только на финты, которые кажутся ему началом настоящей атаки.

Этап V
1). Выполнение удара прямо или с переносом после подготовки действием оружием (принятие «неудобного» исходного положения, ложная атака с «ошибкой» в дистанции, финт и т.д.).
2). Выполнение удара с различных дистанций:
— комфортной;
— дальней;
— ближней;
— с удлинением атаки при отступлении партнера;
— с укорачиванием атаки при наступлении партнера.
2). Выполнение удара прямо или с переносом после подготовки передвижением:
— на момент шага партнера назад;
— на момент шага партнера вперед;
— на момент постановки ноги на опору при шаге назад или вперед;
— удлинением/укорачиванием своей атаки;
— вызов партнера на шаг вперед или назад.
3). Удар по вооруженной руке и выполнение атаки в момент успешной защиты партнера.
4). Выполнение удара с предварительным ударом по вооруженной руке (или сбивом оружия) с последующим продолжением (повторной атакой) в случае успешной защиты партнера.
5). Выполнение удара с финтом (финтами) с выбором момента начала атаки и выбором дистанции.

Дальнейшее совершенствование происходит за счет разнообразия условий выполнения упражнений:
— увеличения числа упражнений;
— совершенствования передвижений – от шагов к скачкам, выпадам, пробежкам (сагаса) и их комбинациям;
— увеличения числа вариантов выполнения действий;
и т.д.
«Процесс обучения технико-тактическим взаимодействиям может начинаться с двигательной структуры действия: основных его положений и движений; затем дополняться пространственными компонентами выполнения, зависящими от дистанции, глубины нападения или отступления, амплитуды движений; после этого включать временные компоненты выполнения, зависящие от ритма, момента начала и завершения действия, его продолжительности; затем включать способы противодействия помехам противника; дополняться оценкой тактических намерений и контрнамерений противника в типичных боевых ситуациях и завершаться развитием адаптационных механизмов сенсомоторики и психики спортсмена к внешним и внутренним помехам»[2].

Литература:

  1. Тактико-технические характеристики поединка в спортивных единоборствах, 2007
  2. Турецкий Б.В. Обучение фехтованию: учебное пособие для вузов, 2007
  3. Тышлер Д.А. Фехтование на саблях, 2007

Автор — Иванов Михаил Константинович (IV Лакан Комбат Арнис, шеф-инструктор ФАЭК)
© Иванов М.К., 2016
© ФАЭК, 2016