Большое разнообразие технических приемов и их вариантов в филиппинских боевых искусствах создает некоторые сложности в обучении – с одной стороны необходимо освоить программу очередного уровня (пояса), с другой стороны, ученики должны уметь использовать изученные приемы в поединке. Причем не только технически правильно выполнять их, но и грамотно встраивать их в тактическую схему боя.
Огромное разнообразие технико-тактических действий при их практически бесконечной вариативности приводит к тому, что мы, зачастую, теряем последовательность, в которой они должны изучаться и начинаем бессистемно «перескакивать» с изучения новых техник к повторению старых, а затем к тактическим вариантам их применения и т.д. и т.п.
Подобная проблема давно решена в спортивном фехтовании, где существует таблица последовательности обучения от наиболее простого варианта 1.1 (атака прямо, выполненная в комфортных условиях) до наиболее сложного – 8.5 (выполнение комбинированного нападения в условиях внутренних и внешних помех). При этом, такая последовательность — это не догма, а схема-подсказка для разработки конкретных упражнений и системы подготовки ученика.
Нет и четких временных границ для каждого этапа – они могут варьироваться от нескольких минут до нескольких месяцев.
Таблица 1. Примерная схема обучения действиям нападения
1.1 | 2.1 | 3.1 | 4.1 | 5.1 | 6.1 | 7.1 | 8.1 |
1.2 | 2.2 | 3.2 | 4.2 | 5.2 | 6.2 | 7.2 | 8.2 |
1.3 | 2.3 | 3.3 | 4.3 | 5.3 | 6.3 | 7.3 | 8.3 |
1.4 | 2.4 | 3.4 | 4.4 | 5.4 | 6.4 | 7.4 | 8.4 |
1.5 | 2.5 | 3.5 | 4.5 | 5.5 | 6.5 | 7.5 | 8.5 |
По горизонтальной оси:
1 – выполнение техники с места в стандартных и комфортных условиях
2 – на фоне передвижений и/или с манипуляциями оружием
3 – с выбором дистанции и момента начала действия
4 – с последующим продолжением (защитно-ответным или повторным нападением)
5 – после конкретных подготавливающих действий
6 – с выбором момента завершения действия
7 – в стандартных ситуациях боя (дефицит времени, граница площадки и т.д.)
8 – при воздействии внешних и/или внутренних помех
По вертикальной оси:
1 – нападения прямо или с переносом
2 – нападение с действием на оружие или вооруженную руку
3 – нападение с финтом (финтами)
4 – нападение с переносом и действием на оружие (вооруженную руку)
5 – комбинированное нападение
Посмотрим, как можно применить предложенную схему для освоения одного из базовых ударов в ФБИ – удара лабтик по углу № 1 (проносной удар палкой по диагонали сверху вниз от правого плеча).
Этап I
1). Выполнение удара из открытой позиции (абьерта), стоя на месте, по воздуху – под счет тренера и самостоятельно.
2). Выполнение удара из открытой позиции (абьерта), стоя на месте, по мишени – палке партнера, покрышке, мешку, манекену и т.п.
3). Выполнение удара из открытой позиции (абьерта), стоя на месте, по партнеру, выполняющему в ответ стандартную защиту (например, блок сомбрада).
4). Выполнение удара из закрытой позиции (серрада) с переносом (используются все предыдущие варианты.
5). Выполнение удара из нестандартных позиций (нижняя абьерта, центральная позиция и т.д.) с использованием вариантов 1-3.
Этап II
1). Выполнение удара из позиции абьерта с шагом вперед.
2). Выполнение удара из позиции абьерта с шагом назад.
3). Выполнение удара из позиции абьерта из свободных передвижений.
4). Выполнение удара из положения стоя на месте со сменой фиксированных положений (абьерта – нижняя, средняя, верхняя; центро – нижняя, средняя, верхняя; серрада – нижняя, средняя, верхняя).
5). Выполнение удара из положения стоя на месте из свободного манипулирования палкой.
6). Выполнение упражнений 4 и 5 этапа II из передвижений:
— вперед-назад;
— по треугольникам;
— свободных передвижений.
7). Выполнение удара из положения стоя на месте после:
— удара по оружию противника (сбива оружия в сторону);
— удара по вооруженной руке.
8). Выполнение удара по оружию противника (по вооруженной руке) из прямолинейных и свободных передвижений без смены дистанции.
Этап III
1). Выполнение удара со сближением на ударную дистанцию:
— прямолинейно на стоящего на месте партнера;
— из свободных перемещений на стоящего на месте партнера;
— из челночных передвижений с партнером;
— из прямолинейных передвижений с партнером – сближение-расхождение;
— из свободных перемещений с партнером.
2). Выполнение удара с предварительным ударом по оружию (вооруженной руке) со сближением на дистанцию ларго, затем медио (те же варианты, что и в предыдущем упражнении).
3). Выполнение удара из нестандартных позиций с переносом в свободном перемещении и/или со свободным манипулированием оружием.
4). Выполнение удара с предварительным ударом по оружию (вооруженной руке) со сближением на фоне свободных передвижений и свободного манипулирования оружием.
Этап IV
1). Выполнение удара, или удара с переносом, с последующим продолжением (партнер выполняет стандартные защиты):
— тем же ударом;
— ударом с другого сектора.
2). Выполнение удара с предварительной атакой вооруженной руки партнера (сбива оружия) с выбором дистанции и момента проведения атаки с партнером, свободно манипулирующим вооруженной рукой и передвигающимся по площадке.
3). Выполнение удара с финтом из стандартного положения:
— партнер всегда реагирует на финт стандартной защитой;
— партнер реагирует только на финты, которые кажутся ему началом настоящей атаки.
Этап V
1). Выполнение удара прямо или с переносом после подготовки действием оружием (принятие «неудобного» исходного положения, ложная атака с «ошибкой» в дистанции, финт и т.д.).
2). Выполнение удара с различных дистанций:
— комфортной;
— дальней;
— ближней;
— с удлинением атаки при отступлении партнера;
— с укорачиванием атаки при наступлении партнера.
2). Выполнение удара прямо или с переносом после подготовки передвижением:
— на момент шага партнера назад;
— на момент шага партнера вперед;
— на момент постановки ноги на опору при шаге назад или вперед;
— удлинением/укорачиванием своей атаки;
— вызов партнера на шаг вперед или назад.
3). Удар по вооруженной руке и выполнение атаки в момент успешной защиты партнера.
4). Выполнение удара с предварительным ударом по вооруженной руке (или сбивом оружия) с последующим продолжением (повторной атакой) в случае успешной защиты партнера.
5). Выполнение удара с финтом (финтами) с выбором момента начала атаки и выбором дистанции.
Дальнейшее совершенствование происходит за счет разнообразия условий выполнения упражнений:
— увеличения числа упражнений;
— совершенствования передвижений – от шагов к скачкам, выпадам, пробежкам (сагаса) и их комбинациям;
— увеличения числа вариантов выполнения действий;
и т.д.
«Процесс обучения технико-тактическим взаимодействиям может начинаться с двигательной структуры действия: основных его положений и движений; затем дополняться пространственными компонентами выполнения, зависящими от дистанции, глубины нападения или отступления, амплитуды движений; после этого включать временные компоненты выполнения, зависящие от ритма, момента начала и завершения действия, его продолжительности; затем включать способы противодействия помехам противника; дополняться оценкой тактических намерений и контрнамерений противника в типичных боевых ситуациях и завершаться развитием адаптационных механизмов сенсомоторики и психики спортсмена к внешним и внутренним помехам»[2].
Литература:
- Тактико-технические характеристики поединка в спортивных единоборствах, 2007
- Турецкий Б.В. Обучение фехтованию: учебное пособие для вузов, 2007
- Тышлер Д.А. Фехтование на саблях, 2007
Автор — Иванов Михаил Константинович (IV Лакан Комбат Арнис, шеф-инструктор ФАЭК)
© Иванов М.К., 2016
© ФАЭК, 2016