Как формировать боевое действие

0_349a4_a36b3516_MТехнический арсенал бойца формируется из технических приемов и боевых действий.

Технические приемы – это специализированные положения и движения, отличающиеся характерной двигательной структурой, взятые вне тактической ситуации.
Боевые действия – это движения, применяемые для решения тактических задач в отдельной схватке.
Боевая схватка (фраза) – отдельный эпизод единоборства, состоящий из непрерывно следующих действий.
Технические приемы формируются в процессе обучения «школе», базовой технике стиля в процессе групповых занятий, упражнениях на снарядах, парных упражнениях, индивидуальных уроков.
Чтобы изученные технические приемы превратились в боевые действия, необходимо воспитать у учеников целый ряд качеств и умений, о которых и пойдет речь в данной статье.

Формирование боевого действия включает в себя четыре основных компонента, которые тесно взаимосвязаны:
первый компонент – координация составляющих его движений;
второй компонент – быстрота восприятия и двигательного реагирования;
третий компонент – развитие специализированных чувств времени и дистанции;
четвертый компонент – тактика.

Координация
Правильная координация – это то, что обеспечивает успешную реализацию технико-тактического действия. Для развития координационных способностей используются различные методы и упражнения. Применительно к арнис это будут:
— выполнение приемов в базовом варианте;
— выполнение комбинаций приемов;
— выполнение приемов и их комбинаций в усложненных условиях — из неудобных положений (сидя, лежа); непривычной рукой и т.д.;
— циклические тренировочные упражнения (сомбрада) различной степени сложности и их комбинации;
— выполнение приемов и комбинаций, включая их в тренировочные упражнения тапи-тапи; «1-1»; пунио мано и т.п.

Однако надо помнить, что одних координационных упражнений недостаточно, для успешного действия необходимы неожиданность и тактическая целесообразность. Поэтому выполнение технических приемов во всех перечисленных упражнениях должно подчиняться тактическим задачам.
Кроме того, очень важно иметь большой запас координационных возможностей и вариантов выполнения боевых действий, своеобразную «библиотеку движений», которая позволит, не задумываясь выбирать в поединке наиболее рациональные и эффективные «заготовки».

Двигательное реагирование
Все движения в поединке следует выполнять быстро, своевременно и точно.
Большую роль тут играет быстрота реагирования в которой мы можем наиболее эффективно развивать реакцию на движущийся объект (противника, его оружие, его боевые действия)

Можно выделить 4 этапа развития реакции на движущийся объект.

Первый этап – сокращение времени на то, чтобы увидеть и зафиксировать в поле зрения объект реагирования. Для этого может использоваться комплекс упражнений для глаз из арсенала сборной Кубы по боксу:

  1. Вращение глазами вправо и влево с задачей зафиксировать все, что попадает в поле зрения.
  2. «Косое зрение» — сведение глаз к переносице и их разведение (с той же задачей).
  3. Сконцентрироваться на выбранной точке и сразу максимально расширить поле зрения, стремясь увидеть и запомнить все, что попало в поле зрения.
  4. Движения глазами вверх-вниз с задачей зафиксировать все, что попадает в поле зрения.
  5. Посмотреть вдаль, закрыть глаза, закрыть их руками и максимально расслабить.

Продолжительность выполнения комплекса: в первую неделю – 5 минут; во вторую неделю – 7 минут; в третью неделю – 10 минут; в четвертую (и далее) неделю – 5 минут. Заниматься минимум 3 раза в неделю.

Второй этап – совершенствование способности угадывать наиболее вероятные перемещения объекта реагирования, то есть моделирование ситуации.

Можно предложить следующие методы:

  1. Игра «Замри в спарринге» — в процессе спарринга в легкий контакт на небольшой скорости (50-70% от боевой) подается команда «Замри!». Затем ученики обсуждают, что из данных положений могут сделать противники.
  2. Идеомоторная тренировка с визуализацией фрагментов тренировочных, вольных и соревновательных боев.

Третий этап – совершенствование способности воспринимать и оценивать параметры перемещения объекта реагирования в усложненных условиях.
Основным тренировочным методом на этом этапе является создание ученикам усложненных условий для выполнения учебно-тренировочных заданий – ограниченное пространство; плохая видимость; работа против группы; выполнение упражнений с ограничением передвижений (на одной ноге) и т.д., вплоть до создания нереальных ситуаций.

Четвертый этап – тренировка реакции выбора:
— выполнение специальных упражнений технико-тактической направленности, описанных в предыдущих публикациях;
— постоянное увеличение числа возможных альтернативных решений в учебно-тренировочных упражнениях и спаррингах.

Чем выше уровень бойца, тем больше он отходит от привычки действовать преднамеренно и переходит к успешным действиям в условиях выбора.

Специализированные чувства
К специализированным чувствам относятся – чувство времени, дистанции и, в меньшей степени, чувство оружия (более актуального для различных видов фехтования).
Первый этап их развития – упражнения на снарядах, упражнения с партнером и индивидуальные уроки.
Второй, и основной, этап – это бои, учебно-тренировочные, вольные и соревновательные.
Подробнее об упражнениях для развития чувства дистанции можно прочитать в статье «Дистанция в бою и “чувство дистанции”».

Тактика
«Тактика, как и техника, требует многолетнего обучения. Превращение технического приема в тактическое действие проследить очень трудно. Прием почти никогда не переносится однозначно из урока в бой. Какие-либо научно-методические изыскания, связанные с начальным формированием тактики в спортивных единоборствах нам неизвестны». Несмотря на это, любой боец должен проходить обучение тактике уже на начальном этапе. При начальном обучении тактике тренер должен:
«1) предельно ясно представлять, что он хочет донести сознания ученика, и быть способен это сделать;
2) объяснять только то, что ученик может воспринять и понять;
3) ограничиваться теми действиями, которые учеником хорошо освоены и которые он постоянно применяет в бою;
4) требовать от ученика повторять объяснение и показать движение».

Коротко остановимся на тех вопросах, которые должен ставить перед учениками тренер на разных этапах обучения тактике, а ученик, соответственно, должен уметь на них ответить.

Первый этап – ознакомление с тем, что такое тактика вообще.
Вопросы:
Какое действие ты выполнил?
В какое место ты стремился нанести (или нанес) удар?

Второй этап – у бойца еще нет понимания, как задуманное действие связано с конкретной ситуацией поединка.
Вопросы:
Какое действие выполнил противник?
Почему ты выполнил свое действие?

Третий этап – стремление делать те приемы, которые лучше получаются. Основная задача на этом этапе – обучение простым переключениям при выполнении основных действий: от неудачной атаки к обороне; от простой атаки к атак с переносом или с финтом и т.д.
Вопросы:
Какое действие ты сейчас выполнил и почему?
Задумал ты его заранее или отреагировал на ситуацию?
Куда ты намеревался нанести (или нанес) удар и почему?

Четвертый этап – действия бойца становятся более разнообразными, но он по прежнему тяготеет к привычным техникам. На этом этапе происходит переход к активной деятельности в боевой ситуации.
Вопросы:
Было ли действие противника для тебя ожидаемо или оно было неожиданно?
Если действие противника было для тебя неожиданным, какое ты ждал и почему?
Какое действие ты намеревался использовать сам и почему?
Почему ты атаковал?
Почему ты защищался?

Пятый этап – боец начинает варьировать действия, приспосабливаясь к различным противникам и условиям. На этом этапе должно идти как расширение диапазона применения излюбленных приемов, так и расширение репертуара боевых действий.
Вопросы:
С какой дистанции ты выполнил свое действие? Почему?
Выбирал ли ты момент или отреагировал на действие противника?
Подготавливал ли ты свое действие или все получилось спонтанно? Если подготавливал, то как?

Шестой этап – ученики должны научиться отвечать на вопросы «что», «как» и «когда». «Что я собираюсь предпринять? Как я должен действовать? Когда я должен действовать?»
Вопросы:
Почему противник выполнил свое действие? Что он ожидал от тебя?
Как, по-твоему, будет теперь на это действие реагировать противник?
Что ты намерен сделать теперь и почему?

При написании данной статьи использовались материалы книги: Б.В. Турецкий «Основы тактики фехтования», 2012.