Какие бывают тренеры

0_2120c_b01b93bb_LУ любого начинающего тренера основным вопросом является – как проводить и планировать тренировки? И из него уже возникает множество других – как научить, какие упражнения выбирать, в какой последовательности учить, что делать с нерегулярными посещениями занятий и так далее и тому подобное.

Собственно, ответы на все эти вопросы дает такая дисциплина как «теория и методика физического воспитания и спорта», сокращенно ТиМФВС или ТиМФВ. К сожалению, как любая фундаментальная дисциплина, она не дает ответов на конкретные вопросы, применительно к конкретному виду спорта. А учебников «Теория и методика Арнис, Эскрима, Кали», «ТиМ спортивного палочного (ножевого) боя» пока не написано.

В нескольких статьях на нашем сайте мы постараемся рассказать об основах ТиМ ФБИ, так как мы это понимаем на данный момент.

И начнем мы с того, что немного коснемся стиля работы тренера. Среди преподавателей боевых искусств можно (конечно, очень условно) выделить три тренерские манеры, назовем их – «фитнесс-тренер», «сэнсэй» и «спортсмен».

«Фитнесс-тренер» — пожалуй самая сложная в физическом и эмоциональном плане манера. Здесь главное – создать «драйв», добиться максимальной выработки эндорфинов у учеников. Тренировки должны быть интенсивные, интересные и проводиться на максимальном эмоциональном подъеме. По существу, для учеников, это должно быть кульминационным событием дня. Сложность для тренера заключается в том, что он не имеет права расслабляться на тренировке, он должен «пахать» практически наравне с группой, но при этом еще и успевать уделить внимание каждому, исправить ошибки и т.д. Тренер не имеет право прийти на тренировку больным, усталым, со своими проблемами. Вернее, он не может все это показать ученикам. Он всегда должен быть собран, весел, подтянут, заряжен положительными эмоциями. И, естественно, быть в очень хорошей физической форме. Недаром инструктора по групповому фитнессу редко бывают старше 30 лет. С другой стороны – эта манера, в чистом виде, самая простая в методическом плане. Необходимо грамотно распределить нагрузку на отдельной тренировке и спланировать постоянное включение новых элементов и техник в течение учебного года и более длительных периодов обучения.

«Сэнсэй» — название условное и предполагает, что основная цель обучения – планомерное освоение техник от простого к сложному, согласно определенной программе, а главной проверкой являются периодические аттестационные экзамены с присвоением определенных рангов (пояса и т.п.). Здесь уже тренировки могут быть менее интенсивными, и основная обязанность тренера не «скакать» вместе с учениками, а показывать, рассказывать, объяснять, исправлять ошибки, добиваться правильности выполнения техник. Соответственно, требования к физическому и эмоциональному состоянию тренера не столь высоки. Зато гораздо более важным становится «ораторское мастерство», т.е. умение донести свои идеи до учеников, убедить их тренироваться именно в том режиме, который им предлагается на тренировках. Естественно, что и требования к методической подготовленности тренера гораздо выше. Необходимо так выстраивать занятия, чтобы успеть пройти очередной отрезок программы в установленный срок. Причем нужно качественное выполнение техник и упражнений большинством учеников. При этом необходимо добиться, чтобы вновь приобретаемые знания и умения не вытесняли ранее изученные, а дополняли и развивали их.

«Спортсмен» – у такого тренера все нацелено на получение конкретного результата в конкретные сроки. Причем задачи у него могут быть как спортивные, так и прикладные. От этого будут зависеть применяемые способы обучения, подбор упражнений и т.д., но общая методика будет неизменной. В этом случае требования к самому тренеру минимальны, а вот к его методической грамотности – максимальны. Если вся работа нацелена на достижение конкретной цели (победить на турнире, защитить себя на улице) в достаточно сжатые сроки, то очень важен подбор конкретных средств и методов, а также грамотное планирование тренировочного процесса на всех уровнях (от одной тренировки до многолетней подготовки).

Естественно, что идеальный тренер должен сочетать в себе все эти качества – быть бодрым, в хорошей физической форме, эмоционально заряжать учеников на каждой тренировке, грамотно подбирать для них методики обучения, чтобы ученики могли всегда успешно выступить на соревнованиях, защитить себя на улице и регулярно получать очередные пояса. К сожалению, это удается далеко не каждому…

Пожалуй, наибольшие противоречия мы встречаем при попытке соединить методики «сэнсэя» и «спортсмена». Причем виноваты в этом не тренеры, а то, что очень плохо сочетаются программы. В случае обучения по программе традиционных ФБИ мы вынуждены изучать довольно много техник и упражнений, которые напрямую к боевой практике не относятся. И наоборот, занимаясь по программе спортивной или прикладной школы, мы выполняем спарринговые упражнения и ситуационные тренинги, которых нет в программе традиционных школ. В результате сроки обучения оказываются неоправданно завышены. Эту проблему все решают по-разному, но наиболее рациональным представляется выбрать что-то одно.

Теперь пару слов о тех, кого мы учим. К нам приходят очень разные люди с очень разными целями. Причем большинство из них сами не очень знают, чего хотят. А некоторые, наоборот слишком хорошо «знают», чему и как их надо учить. Невольно возникает конфликт интересов со вторыми и постепенное угасание интереса у первых.

Как известно, для успешного привлечения клиентов необходимо определить целевую аудиторию и сформировать для нее уникальное торговое предложение. Увы… Большинство из нас считает, то чем занимается, некоей сверхценностью, которую без раздумий должны принять и их ученики. По существу, мы подбираем себе в ученики людей, сходных с нами.

Конечно, проводить полноценные маркетинговые исследования для большинства из нас недоступная роскошь, но есть несколько моментов, которые надо соблюдать.

Первый – определить для себя что же вы преподаете и четко это сформулировать для потенциальных учеников. По возможности дать «этому» короткое и понятное название. Этот пункт особенно важен, если мы не хотим менять свою программу или манеру преподавания. Четкое позиционирование своей школы позволяет привлечь на занятия именно тех, кому это будет интересно, свою «целевую аудиторию».

Второе – определить для себя к какому из типов тренера вы больше тяготеете и в соответствии с этим строить свою программу и манеру преподавания.

Третье – по возможности понять, чего хотят от тренировок ученики. Часто те, кому нужен фитнесс или отдых после тяжелого рабочего дня откровенно скучают на тренировках у «сэнсэя». А те, кто хочет изучать побольше техник «хороших и разных», не понимают зачем их заставляют делать «физуху» и бесконечно спарринговаться на тренировках у «спортсмена». Исходя их этого можно или поменять программу, или, хотя бы, понять почему люди перестают посещать тренировки.

В заключение хотелось бы сказать несколько общих слов о том, что тренеру необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень и т.д. и т.п., но это все и так знают, поэтому — небольшой список литературы, которую полезно почитать для повышения этого самого уровня!

Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М., 2013
Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М., 2009
Максименко А.М. Теория и методика физической культуры. – М., 2005
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М., 1991
Мовшович А.Д. Фехтование. Начинающему тренеру. – М., 2011
Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. – М., 2004
Туманян Г.С. Стратегия подготовки чемпионов. – М., 2006
Турецкий Б.В. Обучение фехтованию. – М., 2007