Как тренировать «прогульщиков»

или периодизация спортивной подготовки для взрослых любителей боевых искусств

правилла поведенияДумаю, что многие из нас сталкивались с такой проблемой как планирование тренировок. Почитав умную литературу по ТиМФВ, и узнав о макро-, мезо- и микроциклах, мы столкнулись с суровой реальностью… Подавляющее большинство наших взрослых учеников приходит на тренировки вовсе не затем, чтобы стать Мастерами БИ или чемпионами. Взрослым людям нужно с провести время с пользой для здоровья за интересным занятием в приятной компании, по существу, боевые искусства интересуют их как форма фитнесса. И, по большому счету, им плевать на наши тренерские амбиции.
А отсюда наблюдается следующая картина. До середины сентября (а то и больше) собирается группа – «старички» медленно «раскачиваются», чтобы начать ходить, начинают подтягиваться новички. Тренировки худо-бедно начинаются. Казалось бы, можно планировать предстоящий учебный год (а может он уже и спланирован заранее, тогда можно приступать к его реализации). Все отлично, но тут внезапно случается Новый год и Рождественские каникулы. И большая часть группы пропадает, кто до середины января, кто до февраля, а кто и до марта. Только все начинает налаживаться, как наступают майские праздники… Еще, минимум, полмесяца из тренировок выпадает. А тут и лето! И большая часть учеников разъезжается отдыхать. Все, еще один учебный год «псу под хвост»…
Так ведь это еще не все! В то время, пока группа, вроде бы, тренируется, ходят на занятия тоже далеко не все. И людей можно понять – работа, семья, болезни, обычная лень… Все это, конечно, важнее, чем тренировки.
В итоге мы имеем – небольшой «костяк» группы, посещающий занятия более-менее регулярно и основную массу, которую мы видим на своих тренировках иногда. Как и чему в таких условиях учить, как планировать тренировки, как пройти программу – абсолютно непонятно! Многие говорят – «Какое планирование! Я же каждое занятия вынужден снова и снова учить их тому, что уже было, но что все забыли!». И, в то же время, планирование нужно! Нужно для того, чтобы изучить всю программу; для того, чтобы те, кто ходит постоянно, «росли», а не повторяли все время одно и тоже; для того, чтобы у самого инструктора в голове было представление на каком этапе/уровне обучения все сейчас находятся.
Возникает вопрос – а что же делать? Постараемся дать несколько рекомендаций, основанных как на литературе по той самой ТиМФВ, так и на советах более опытных коллег, сталкивавшихся с той же проблемой, но научившихся с ней бороться.
Начнем с циклов.
Микроцикл — это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или около недельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.
Мезоцикл — это средний тренировочный цикл продолжительностью от 2 до 6 недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов.
Макроцикл — это большой тренировочный цикл типа полугодичного, годичного, многолетнего (например, четырехгодичного), связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.
Естественным макроциклом для нас является учебный год. Поэтому мы должны четко себе представлять, чему хотим за этот год научить своих учеников, естественно, разбив их на подгруппы по уровню и стажу занятий. В идеале это должны быть разные группы, но увы… Чаще всего мы не можем себе этого позволить. Поэтому разбиваем мысленно и на бумаге и ставим цели для каждой подгруппы.
Теперь посмотрим, что мы имеем внутри этого макроцикла – половина сентября, октябрь, ноябрь, декабрь, половина января, февраль, март, апрель, половина мая. То есть 8,5 месяцев. Условно делим их на 4 мезоцикла – сентябрь-октябрь; ноябрь-декабрь; январь-февраль-половина марта; вторая половина марта-апрель-май. Отметим, что наиболее полноценные тренировки у нас получаются во втором, второй половине третьего и четвертом мезоциклах. Именно в это время и надо решать задачи, исходящие из основной цели – изучение новых техник, совершенствование изученных, изучение и совершенствование тактики, подготовка к соревнованиям и т.д. А остальное время отвести на повторение и совершенствование базовых элементов техники.
Естественным микроциклом у нас, как и в других видах спорта, будет неделя, то есть 2 или 3 тренировки. Теперь надо определиться с частными задачами, которые решаются в эти микроциклы, и грубый план работы на год у нас готов. Естественно, что некоторые часть этого плана будут меняться из-за различных обстоятельств, но тут главное вовремя вернуться к первоначальному плану или, в самом крайнем случае, переписать его заново.
Совет – не ставить на год грандиозных целей и задач. Конечно, хочется показать и то, и это, а еще научить вот тому и тд и тп. Надо быть реалистами! Как бы нам ни хотелось «вывалить» на учеников все свои знания, как бы ни хотелось строго по срокам следовать программам на пояса, это не получиться… Ставим реальные цели и реальные сроки.
Например, подготовить новичков за учебный год по программе белого и желтого поясов модерн арнис можно только в идеальных условиях. Реально можно научить их только техникам белого пояса (а может быть и не всем техникам). Но это можно сделать на высоком качественном уровне.
Теперь самый важный вопрос – как быть с теми учениками, которые пропускают занятия? К сожалению, это реальность и мы ничего тут поделать не можем. У каждого человека есть масса объективных и субъективных причин, почему он «прогуливает». Увы, но времена «советского каратэ», когда люди брали справки в парткоме, что они пропустили тренировку так как были на партсобрании, давно прошли.
Естественно, что чем реже ученик посещает тренировки, тем хуже будут его результаты. И задача тренера это объяснить.
Заниматься персонально с каждым «прогульщиком» или повторять для него всю тренировку еще раз – невозможно.
Так что делать?
Первое – это во вводной части каждого занятия давать короткий обзор предыдущей тренировки. Лучше всего – как часть специальной разминки.
Второе – планировать тренировки в микро- и мезоциклах по принципу «спирали Чумакова». Это метод планирования и построения тренировок, когда все темы циклично повторяются, но каждый раз на более высоком уровне, с вариациями и дополнениями. Для этого рисуется спираль, по которой размещаются отдельные уроки. Каждый следующий немного сложнее предыдущего. От центра спирали проводятся радиусы, соответствующие определенным темам.
Примерно вот так:
3167_original

Конечно, планирование – дело скучное. Но получить хорошие результаты как в спорте, так и в традиционных боевых искусствах, а тем более в прикладных направлениях можно только если точно знаешь, куда идти, что и зачем делать, какие средства для этого использовать.
Хотя конечно, быть свободным художником гораздо проще и веселее!