Эспада и Дага

Эспада и Дага

Эспада и Дага («меч и кинжал») считается традиционным филиппинским искусством боя, сформировавшимся под влиянием испанского фехтования. Характерной особенностью этого метода ведения боя является использование оружия в обеих руках. Одна рука держит длинное оружие (мачете, палку, меч), а другая – нож или кинжал.
Эта техника требует хорошей координации рук, контроля дистанции и грамотной техники передвижений, чтобы максимально эффективно использовать оружие в правой и левой руках, как совместно, таки и по отдельности.

В XVI в. На Филиппинах клинковое оружие было весьма дорогим и им владели только лидеры семейных кланов, немногочисленные профессиональные воины и испанские конкистадоры. Самым обычным и массовым оружием была палка. Это ставит под сомнение утверждение, что изначально ФБИ были ориентированы только на клинок, а не на клинок и палку.
Испанские воины привезли с собой собственное европейское боевое искусство, в частности стиль фехтования эспада и дага (меч и кинжал). С конца 1500-х и вплоть до 1700-х годов филиппинский бой с клинком был подвержен влиянию испанского фехтования, и само слово «эскрима» означает «фехтование» от испанского «эсгрима». Так на гравюре из книги «Мастер английского фехтования или Полный курс малого меча» (1705) изображена техника испанской рапиры и кинжала идентичная филиппинскому методу, называемому Крузада.
ЭиД кроссада
У испанцев кинжал в основном использовался как дополнительное оружие, предпочтение отдавалось бою на длинной дистанции (с применением большой длины рапиры), и, в отдельных случаях, кинжал используется для защитных блоков и контратак. Судя по всему, филиппинцы совершенствовали эту схему, перенеся нож в переднюю руку, держа его непосредственно перед мечом. Они могут использовать его маневренность как крайне эффективное оружие средней дистанции.
Очевидно, что существует гораздо больший риск зацепить соперника мечом с короткой дистанции. Однако, в то время, как осторожные испанские завоеватели запретили или ограничили иметь в собственности или носить с собой клинки, филиппинские воины заменили клинки деревянными палками (по началу плоскими, чтобы имитировать меч) и смогли таким образом продолжать тренировки. Это также вдохнуло новую жизнь в возрождение старых национальных боевых искусств с палкой, что стимулировало их развитие и привело к использованию левой руки и увеличению типов и вариантов техник и контратак.
Грандмастер Филемон «Момой» Канет говорил, что, когда он учился боевому искусству у Грандмастера Доринга Сааведра (в 1920-х годах), дага держалась у бедра и использовалась главным образом как резервное оружие и в основном использовалась для парирования меча соперника. Дага использовалась для атаки только в том случае, когда соперник был уже почти «готов», и основное повреждение ему уже было нанесено мечом. Это был так, потому что излюбленным тренировочным оружием того времени была эспада. Характерное для этого оружия остро отточенное лезвие диктовало его использование. Его применение было весьма рискованным при атаке оппонента на ближней дистанции, хотя в тот период преобладали стили, основанные на ларго мано (длинной дистанции). Это имеет сходство с испанским методом.
В 1930-х годах тренировки с «живой» эспадой постепенно вышли из употребления, вероятно из-за повреждений, которые они вызывали. Палка из твердого дерева (иногда вырезанная по форме меча) заменила эспаду, а деревянный клинок (барау) – металлическую дагу.
В 1940-х годах палки из твердой древесины начали замещаться ротанговыми, называемыми олиси (бастон), и это привело к разработке совершенно другой системы палки и клинка. Из-за особенностей палки (без острого лезвия) стали широко применяться техники разоружения, а со временем в систему были включены техники захватов и бросков. Этот метод использования палки и клинка стал известен как олиси и барау.
Как пишет Абнер Паза:
«Понятна пассивная роль ножа на раннем этапе практики эспада и дага. Стратегия, принятая бойцами, была практична и реалистична. Раз уж остро отточенное оружие использовалось, резонно считалось очень опасным работать в плотном контакте. Более широкое пространство для боя предоставлялось боевыми стилями, основанными на средней и особенно на дальней дистанции, дававшими бойцам больше маневренности и времени для реагирования.
Однако с ростом популярности и более широким использованием палки, роль ножа изменилась радикально. Он стал играть более выдающуюся и важную роль. На самом деле, нож не только сделал революцию в системе эспада и дага, но и подготовил путь к развитию системы одной палки»

В настоящее время появилась проблема неправильной интерпретации, когда все методы, практикующие одно длинное оружие и одно короткое оружие, скопом относят к эспада и дага. Это неверное определение. Боевое искусство эффективно развивается в двух направлениях, и, хотя существует определенное перекрытие, есть все же важные и существенные различия между двумя вариациями:
Эспада и дага: значит меч и клинок. Техники в основном начинаются на большом расстоянии, принимая во внимание особенности меча и пускают в ход нож только когда комбинация первоначальных защит и перемещений делает это использование возможным.
Олиси и барау: значит палка и нож. Применяются все техники, которые подходят для палки, но не годятся для меча. Более того, стиль «палка и деревянный клинок» делает возможным введение ряда техник короткой дистанции – захватов, ловушек, контратак и разоружений, некоторые из которых выглядели бы самоубийственными против меча в отличие от палки.
Таким образом, существует два искусства, а не одно, но оба типа тренировок прекрасно развивают координацию тела и культуру движения. Это же относится и к единству фундаментальных принципов, несмотря на разницу характеристик оружия.
Эспада и дага (меч и клинок) многими старыми эскримадорами называется «спинным хребтом» филиппинских боевых искусств. Многие старые классические стили Эскрима основаны на эспада и дага. Причиной этого является быстрая постановка работы ног, а также оживлением «пустой» руки вложением в нее ножа. Это в свою очередь развивает координацию.
Классическая эспада и дага, ориентированная на заточенное оружие, базируется на дистанции от дальней до средней, в то время, как олиси и барау, появившаяся много позже, базируется на дистанции от средней до ближней.
В конечном счете, рука с клинком стала называться «живой» или «третьей» рукой – третьей потому, что длинный конец длинного оружия называется «первой» рукой, а короткий конец – «второй» рукой. Осваивание траекторий ударов и постоянное отслеживание руки с дага приводит к развитию работы ног для «зонирования». «Зонирование» означает быть всегда снаружи от одного из оружий противника: это самое безопасное место, поскольку оно находится вне зоны действия другой руки противника.
В конечном итоге эти приемы были адаптированы к бою пустыми руками, приведя к развитию системы пангамут.
Не меньшее значение эти навыки имеют и для совершенствования боя с одной палкой.
Таким образом, Эспада и Дага – прекрасный тренировочный метод, раскрывающий с неожиданных сторон техники ножа и палки, развивающий специфическую для ФБИ координацию движений. К тому же работа несимметричным оружием не просто объединяет в себе техники ножа, палки, парных палок и пустых рук, а представляет собой сложное, оригинальное и красивое явление.

На фотографиях представлена одна из базовых тренировочных комбинаций (фото 14 — 17) и конечное положение одной из ловушек (фото 18).
Эспада и дага

Техника Эспада и Дага в исполнении ГМ Реми Пресаса (Модерн Арнис)

Модифицированная Эспада и Дага в исполнении ГМ Кристино Васкеза

Техника Эспада и Дага в классическом Арнис Абанико Трес Пунтас

Базовые связки Эспада и Дага

Арнис, Эскрима, Кали, самооборона, стритфайтинг