История ФБИ

История филиппинских боевых искусств

Боевые искусства тесно связаны с историческими и культурными традициями народов их создавших. Особенности боевых искусств народов, населяющих острова Филиппинского архипелага определяются их историей и уникальной культурой, сформировавшейся на стыке различных цивилизаций. В течение своей истории Филиппины испытали влияние различных цивилизаций, привносивших в их культуру (в том числе и боевую) свои влияния.
Филиппины – государство на островах Филиппинского архипелага, расположенного в Тихом океане у юго-восточных берегов Азии, территорию которого составляют более 7000 островов, наиболее крупные из которых: Лусон, Минданао, Санар, Негрос, Палаван, Панай, Миндоро и др. Среди населения Филиппин насчитывается более 45 этнических групп, которые подразделяются на: равнинные прибрежные народы (бисайа, тагалы, илоки, бикол, пангасинан, ибанаг, самбал и т.д.), ранее других подвергшиеся колонизации и испытавшие большое влияние сначала испанской, а затем американской культур; горные народы (ифугао, бонток, тингиан, апайо, букиднон, балаан, субанон и др.), живущие во внутренних районах крупных островов и в значительной мере сохранившие традиционную культуру и верования; моро – исламизированные народы Южных Филиппин; пигмеи аэта, которые считаются наиболее древним народом.
Практически все племена имеют свои системы боевых искусств, так среди ибанагов развивалось искусство Пагкаликали, среди тагалов — Панандата, бисайа — Калирадман, илоков — Пагарадман, илоканов — Кабароан, пампанганов — Синавали, пангасинанов — Калиронган и т.д.

Проблема изучения истории боевых искусств на Филиппинах заключается в том, что первые письменные источники, описывающие различные боевые системы, появились только в ХХ в. Вся история ФБИ базируется на устной традиции и, соответственно, не может считаться достоверной.

Считается, что зарождение филиппинских боевых искусств относится ко второй половине первого тысячелетия н.э., когда значительная часть Филиппин находилась в сфере влияния суматранского государства Шривиджая, культура которого носила следы индийского влияния. В этот период на Филиппины переселилось большое количество малайцев, которые смешались с местным населением, образовав основу большинства современных народностей. Принесенные ими боевые системы получили на островах название «тьякалеле» (хотя ряд современных исследователей сомневается в том, что такое искусство реально существовало).
С IX – X вв. прослеживаются торговые и политические связи некоторых районов Филиппин с Китаем. Китайские торговцы и переселенцы познакомили местное население с искусством цюань-шу, известном на Филиппинах как «кунтао».
В XIV – XVI вв. часть Филиппин находилась в зависимости от яванской империи Маджапахит, а на отровах Себу, Лусон, Панат, архипелаге Сулу начали формироваться независимые княжества. С середины XVI в на юге Филиппин и в некоторых районах Лусона распространился ислам, проникший на архипелаг вместе с арабами через Индонезию. Все это привело к участившимся междоусобным войнам, что способствовало развитию различных систем боя и появлению разнообразного холодного оружия (крис, кампилан и т.д.). В это же время на Филиппинах появляется индонезийско-малайский силат.
Скорее всего, это были племенные искусства, основанные на местных традициях и местном типе оружия.
Первым письменным упоминанием о применении филиппинцами своих боевых навыков являются записи Пигафеты об открытии Филиппин испанской экспедицией под командованием Фернандо Магеллана в 1521 г. Заключив союз с правителем острова Себу, Магеллан принял участие в нападении на остров Мактан, во время которого был убит. Мактанский вождь Лапулапу, по легенде победивший Магеллана в поединке, считается первым из великих бойцов эскрима и героем борьбы за независимость. Само же это событие многие филиппинские школы считают ключевым в развитии боевых искусств, доказывающим превосходство местной техники боя над испанской. Однако современные исследователи справедливо считают, что победа над испанцами была одержана за счет численного превосходства филиппинцев, а испанская фехтовальная школа, равно как и методы противодействия ей, легли в основу филиппинского боя с палками, ножом, мечом и другим оружием, и именно она определила современный облик филиппинских боевых искусств.

В 1565 г. начался захват Филиппин испанцами. Недовольство испанским владычеством привело к целой серии антииспанских восстаний, в которых активное участие принимали и мастера боевых искусств. Первые восстания (в 1572 г. и 1587-88 гг.) под предводительством наследственных правителей дату произошли в районе Манилы. К наиболее крупным относятся также восстания в 1622 г. на островах Бохол и Лейте, в 1650 г. на Висайских островах и северном Минданао, в 1660-61 гг. на острове Лусон (под предводительством Малога), в 1744 г. началось восстание под предводительством Франсиско Дагохо на острове Бохол, которое испанцы не могли подавить в течение 85 лет.
В период испанского присутствия на Филиппинах было запрещено ношение клинков. Это привело к тому, что обучение стало закрытым, а также к появлению ротанговых палок, как заменителей клинка во время тренировок.
Считается, что период 1600-1700-х гг. – это время, когда сформировалась традиция дуэлей хуэго тодо между представителями различных школ.

В конце XIX в. ряд филиппинцев (Хосе Ризаль, Антонио Хуна, Хуан Луна) работали в Испании, где изучали фехтование. Позднее они стали лидерами национально-освободительного движения.
В 1896 г. было создано движение «Katipunan», боровшееся за независимость Филиппин. Его лидеры, такие как Андрес Бонифацио, также считаются известными эскримадорами.
Национально-освободительная война завершилась в 1898 г. признанием независимости Филиппин, однако, в том же году был подписан договор между Испанией и США, по которому Филиппины были переданы Соединенным Штатам. В 1899 г. США начали войну против Филиппинской республики, которая закончилась поражением филиппинской армии.
Во время II мировой войны, в 1941 г. на Филиппины вторглись войска Японии, установившие военную диктатуру. В 1942 г. на Лусоне была создана народная армия Хукбалахан, которая вела бои против оккупантов. Многие мастера боевых искусств вступили в американскую армию и воевали в составе диверсионных подразделений. После окончания войны на Филиппинах начался подъем национально-освободительного движения, приведший в 1946 г. к признанию Филиппин суверенной республикой.

Представители современных школ боевых искусств на Филиппинах утверждают, что филиппинское фехтование и рукопашный бой были едва ли не основным оружием национально-освободительной борьбы. С этим утверждением вряд ли можно согласиться (особенно, что касается периода новейшей истории), однако, не подлежит сомнению, что высокая результативность филиппинских стилей и ставка на реальность применяемых действий объясняются их богатой боевой историей как в прошлом, так и в наши дни.
После признания независимости Филиппин, школы боевых искусств вышли из подполья, началось их развитие, создание новых стилей, они получили государственную поддержку как национальный вид спорта. Был создан ряд организаций, которые занимаются развитием филиппинских боевых искусств в мире и спортивной деятельностью.
В XX в. многие филиппинцы эмигрировали в США (в основном на Гавайи). Среди них были и мастера боевых искусств, в частности такие Мастера как Флоро Виллабрилле, Анжел Кабалес, братья Пресасы и другие, которые стали открывать свои школы. С этого времени начинается распространение филиппинских боевых искусств в Америке, а затем и во всем мире. В настоящее время крупные центры филиппинских боевых искусств есть, кроме самих Филиппин, в США, Великобритании, Франции, Германии, Дании, Швеции, России и ряде других стран.

[customscript]вконтакте[/customscript]

Арнис, Эскрима, Кали, самооборона, стритфайтинг